Обратная связь




Архив: услуги салона штор в Новосибирске

Статьи

nop г.
O стилях

Стилевые формы зависят во многом от идеологических, эстетических взглядов, от материалов и техники их изготовления, характерных для эпохи, от уровня развития производственно бытовых запросов.

Из предметов, созданных рукой человека, текстильные изделия, будь то одежда, обивка мебели, драпировки, гобелены, ковры, являются одними из самых недолговечных. Текстиль очень редко находят во время раскопок. Ткани относятся к предметам потребления, которые со временем изнашиваются, приобретают невзрачный вид, и их приходится заменять новыми. В музеи же попадала лишь небольшая часть произведений искусств. Может показаться, что интерьеры и обстановка старых квартир, домов состояла сплошь из великолепных, роскошных вещей. В действительности же большая часть домашней обстановки в любую эпоху состояла из простых, скромных, функционально удобных предметов обихода.

Существует тесная связь между архитектурными и интерьерными стилями отдельных эпох. И без представления об архитектурных стилях и художественных направлениях весьма трудно должным образом оценить и понять язык текстильных декоративных изделий в интерьере.

Художественная деятельность возникла в тот период, когда первобытные люди учились делать утварь, одежду, оружие и имела магический смысл. Вместе с развитием земледелия развивалось прядильное и ткацкое дело. В это время предметы обихода начинают украшаться магическими символами. Появляется орнаментика, которая не прекращает своего существования до сих пор. Стилистически орнамент не изменился, он стал лишь более утончённым и декоративным.

В V—VI веках до нашей эры в Египте сформировалась высокоразвитая культура. Внутреннее убранство домов было богато и красочно. Фрески украшали стены, ковры и занавеси, дополняли убранство внутренних помещений. Именно у египтян появились мягкие обивки на мебели и балдахины над ложем.

На территории Месопотамии развивается неслыханно богатый, декоративно помпезный стиль — ассиро-вавилонский. Богатство интерьеров воспето в сказаниях тех времен. За 1500 лет до нашей эры ассирийцы украшали мебель покрывалами, подушками, балдахинами, они же начали использовать бахрому, как отделку к кожаным изделиям и тканям с богатым вышитым узором. Текстиль используется очень широко, от москитных сеток до всемирно известных ассирийских шпалер, ковров, вышивок.
Персы, поработившие Вавилон, сохранили ассирийский стиль, сделав его ещё богаче, роскошнее. Восточная роскошь проникла в Европу и покорила её.

Древняя Греция — Эллада — стала сокровищницей европейской культуры. Простота и гармония элементов, благородные пропорции и изящество, свойственные произведениям искусства этой цивилизации, сказывались и в текстильных изделиях. Многоцветные, с богатой орнаментикой в виде акантов, пальметт, гирлянд листьев и цветов, меандров, ионик драпировки, мягкие тканевые обивки, балдахины, кисти, бахрома, вышивка — всё это широко использовалось в Греции III века до нашей эры.

Римское искусство достигает своего апогея на рубеже эры, впитав в себя эллинское и этрусское искусство. Декорированию внутренних пространств придается огромное значение. Мраморные или из цветной мозаики полы, стены украшены яркой декоративной росписью. Широко применяются ковры, обивка на мебели, балдахины над кроватями, драпировки на окнах и занавеси на дверных проемах для изоляции помещений. Символическая, богатая аллегориями отделка мебели, утвари строго симметрична, стилизована, часто вычурна. В убранстве господствовал эклектизм, заимствовалось все, что можно было приспособить к господствующим вкусам.
С IV века, с падением Рима, практически завершился классический период искусства. Византия, являясь культурным наследником Рима, тем не менее заимствовала восточные вкусы. Интерьер стал вычурнее, помпезнее, роскошнее, огромное значение имел шелк, привозимый из Китая. Богатство драпировок, много золота, вышивка, кисти, бахрома, перегруженность украшениями отличали византийский стиль.

Стиль сарацинов, или арабо-мавританский, господствовал с VII по XIV век во всем исламском мире. Ислам запрещает изображение людей и животных. Взамен искусство создало полную безудержной фантазии орнаментику — арабески, почти бесконечного разнообразия и сложной структуры. Роскошные дворцы, вышитая одежда, скатерти, портьеры и ковры производили сильное впечатление на людей, принимавших участие в крестовых походах. Даже столетия спустя, в XIX веке, в неомавританском, очень модном по тем временам стиле оформлялись курительные и кофейные комнаты в домах европейских буржуа. Текстиль в восточных интерьерах играл ведущую роль: по восточному обычаю, мусульмане сидели на коврах и подушках, а для сна использовали покрытые коврами и шелковыми тканями оттоманки. Необузданная фантазия арабов превосходила даже абстракцию византийцев. Стилизованный орнамент, арабески излучают силу, изящество, смелость. Арабо-мавританский стиль увел искусство средневековья еще дальше от классического наследия, обогатив средневековье арабесками.

Романский стиль господствовал в Европе почти 400 лет. Нескончаемые феодальные войны требовали от жилища главного качества — обороноспособности. Стиль получил свое название благодаря римским элементам, но слагался из античных, византийских, восточных и германских варварских элементов. О продолжении традиций нет и речи. Ковры, гобелены — все очень функционально, формы и краски простые и грубые. Роскошь и искусство оформления были преданы забвению. Романский стиль вряд ли может служить образцом для оформления современного интерьера.

Начиная с XII века во Франции возник и распространился по всей Европе новый стиль, просуществовавший более 300 лет и вошедший в историю культуры под названием готического. Фантастичная, превосходящая все существующие до сих пор конструкции, готика преодолевает громоздкость камня, доводя тяжеловесный камень до границ нематериальности. Цвет получает особую роль. Интерьеры радуют яркостью красок и позолоты. Стены с яркой росписью и настенными коврами. В XV веке ковры фламандские и бургундские, подушки, шпалеры — особенно роскошны. В это время начинают застеклять окна, но занавесей еще нет. Когда завершился готический «прыжок в пространство» мир вновь обратился к античным традициям.

Ренессанс зарождается в Италии в XIV веке, на базе античного наследия начинается невиданный расцвет искусств. В то время на севере еще продолжает торжествовать готика. Аскетизм и мистика средневековья вытесняются ощущением радости жизни. Создаются богатые, блестящие великолепием интерьеры во дворцах Флоренции, Венеции и др. итальянских городов. Интерьеры поражали монументальностью пространственных эффектов, великолепием мраморных лестниц, богатством декоративного убранства. Гостиные и спальни обставлялись дорогой мебелью, декорировались дорогими драпировками оконные и дверные проемы, кровати приобретали особое значение. Возлежа, принимали гостей, и убранство спальни выполнялось в богатых традициях античной роскоши. Мебель стала разнообразной с великолепными обивками; ковры, шпалеры — все это приобрело большую утонченность. При создании интерьера сохраняется подчинение главной теме. В декорировании особое место занимает бархат, плюш, шелк.

Итальянское слово «barokko», которым назван стиль, означает раковину вычурной формы. Барочные формы легли в основу стиля Людовика IV. Основные элементы барочного стиля также как и ренессансного восходят к античности; главное, что отличает барокко это повышенная декоративность, беспокойный ритм кривых линий. Новый стиль пришелся по вкусу иезуитам, не случайно барокко называют: «стиль иезуитов». Барочному интерьеру присущи яркие краски, экспрессивные формы, богатая игра света и тени, обилие позолоты. Парадный интерьер — в цветовой гамме преобладают белый, золото. Стены украшаются лепным узором, резным деревом, обтягиваются дорогими тканями, занавешиваются гобеленами. Декорируются пышно оконные проемы. Наиболее богато убранным предметом обстановки является кровать. Спальня играла роль приемной: кровать приобретает форму некого шатра, сооруженного из пышных занавесей и драпировок. Пышно оформляется дорогими тканями — бархатом, щелком, штофом. Искусство обивки и драпировки достигает высочайшего уровня.

Барокко во второй четверти XVIII века завершается искусством рококо. Во Франции эта эпоха приходится на правление Людовика XV. Стиль рококо является искусством двора и аристократии. В обстановке появляется культ уюта, изящества и изнеженности. Появляются будуары, интимные кабинеты. На всем лежит печать доведенной до предела утонченности. Легкомысленный, по -театральному декоративный вкус эпохи диктуется капризами фавориток короля. Нежные пастельные тона — белое с голубым, зеленым, розовым и обязательно золото. Огромное количество зеркал, самые дорогие материалы: мрамор, шелк, гобелены, золото. Мотивы " китайщины" оказали огромное влияние на орнаментику рококо. Своеобразное, игривое и легкое «восточное рококо» веками оказывало магическое действие на европейское искусство. Модным увлечением стали китайские ширмы, украшенные расшитыми шелковыми тканями. И новинка эпохи — бумажные обои из Китая.

Классицизм конца XVIII века — это дань художественным античным формам. Рококо с его вычурностью, манерностью, чрезмерной декоративностью, не мог долго продержаться. Классицизм — более рациональный более трезвый стиль — в полной мере соответствовал времени. Результаты раскопок в Риме, Помпее породили новую волну интереса к античности. Покровительствовала стилю всесильная фаворитка короля — мадам Помпадур. Ожили художественные традиции античности — простые, строгие формы, утонченность деталей. Простота и строгость форм компенсировалась изяществом линий и цветовых сочетаний. Рисунки и цвет обоев, занавесей, и обивки мебели тщательно гармонировались.

Стиль ампир — высшая точка и завершающий этап классического направления во 2-й половине XVIII века. Стиль, культивирующий античные образцы. Ампир — от французского «империя». Первый император Франции Наполеон окружал себя блеском и пышностью как некогда римские императоры. Парадное великолепие и театральный пафос. Стилевое единство ампира вытекало из строгого следования античным, главным образом древнеримским образцам мебели, оформлении стен, рисунке тканей на обивках, занавесей, пастельных покрывал, балдахинов — во всех элементах внутреннего убранства. Строгая симметрия, полная уравновешенность, стены иногда затягиваются тканями, драпированными на манер античных одежд. Все компоненты интерьера: затянутые драпировками стены спален, высокие балдахины, вытканные золотом шелковые обивки мебели — во всем эффект театральности.

В первой трети XIX столетия, проявил себя в интерьере стиль — бидермеер — стиль буржуазного искусства. Хотя отдельные признаки и роднили стиль с ампиром, буржуа не принимали пафос ампира. Стиль становится уютным, романтичным, комфортабельным. Простота форм компенсировалась яркой расцветкой обивок и занавесок. Используется ситец с цветочным рисунком или однотонный в полоску репс. Ведущую роль в интерьере при всём его пуританстве играли красиво задрапированные занавески, цветные скатерти, покрывала. Обивка, скатерти часто украшаются вышивками. Большая часть сложившихся в эту эпоху интерьеров актуальна и в наше время: практичность, целесообразность, скромность, техническое совершенство и лёгкое романтическое настроение.

В 1830-х годах зародилось художественное течение неорококо. Это модное поветрие не принесло в интерьер ничего нового. В стиле отразилось желание буржуа сделать интерьер более роскошным и помпезным, более декоративным. Неорококо — это естественная реакция на строгость классицизма. Стиль содержал элементы готики и рококо, был более декоративным по сравнению с пуританским бидермеером. В интерьере неорококо предпочтение отдаётся шёлковым обоям, занавесям; двери и окна обрамляются тяжёлыми, тёмными драпировками. Ткани в этот период играют в интерьере важную роль: мода на индийские ткани — цветастые узоры обивок. Из-за обилия драпировок в комнатах царил полумрак. Непременными предметами были большие «кутаные» диваны, декоративные подушки, индийские покрывала, ковры. Бумажные обои, имитирующие шёлковые ткани, украшаются цветочным орнаментом. Мебель обивалась тканями с натуралистическими цветами или тёмными однотонными репсом, бархатом, портьеры изготавливались из тех же тканей.

Эклектика, начиная с середины XIX века, создаёт искусственный симбиоз новых материалов и технологий с художественными формами прошлого. Появляются неоготика, неоренессанс, необарокко, второй ампир. Комнаты оформляются в различных стилях. В последствии стили совмещают и в одном помещении. Эклектизм — художественное направление, предполагающее любые сочетания любых форм прошлого, любых национальных традиций. Освобождение от античных традиций и стремление к экзотике. Эклектизм включил в себя эстетические богатства Азии, Африки, Латинской Америки, Океании. Это поиск красоты в богатых украшениях, деловая роскошь, равная значимость всех стилевых форм.

Начиная с 80-х годов XIX века до первых десятилетий XX века появляются, многообразное, художественное движение — модернизм, внутри которого возникает модерн, экспрессионизм, неоэкспреонизм, символизм, кубизм. Смена стилей и художественных направлений происходит стремительно быстро.

XX век ознаменовался новым стилем. Интерьер стиля модерн строился на полном неприятии прежних принципов внутреннего пространства. Стены покрываются причудливыми, капризно извивающимися линиями. Потолки декорируются гипсовой пластикой, портьеры становятся светлыми. Стилизованный растительный орнамент модерна доминирует в декоре стульев, шкафов, витрин, остеклённых гнутым стеклом. Источники стиля были в открытой в то время крито-микенской культуре, прикладном искусстве и неповторимой по тонкости графики Японии. Это самое глубокое влияние дальневосточного искусства на европейское. Модерн обращён к природе. Это проявляется в широком использовании растительных мотивов в орнаментике модерна. Цветовая гамма: перламутрово-белое, серебряное, серое, бледно-голубое, зелёно-голубое, лиловое, золотое, рыжее. Цвета создают ощущение пребывания в подводном царстве. Модерну присущи птичьи и звериные символы, мотивы лесных духов, русалок, распущенных женских волос в воде и т. д.

Кубизм пытается найти чистые формы. Сложность и многообразие жизни сводилось к элементарным геометрическим и тригонометрическим формам. Конструкция из кубиков, цилиндров, пирамид, шаров создаёт «иную реальность». Кубизм становится переломным моментом в мировом искусстве. Принцип абстракции получил свои чистые выражения, не имеющих прецедентов со времён древневосточного (арабески) и раннегреческого искусства. Это возвращение к дикарству, так из геометрических объёмов состоят африканские маски и статуэтки.

Экспрессионизм вводит новые ритмы, интенсивные цвета, взвинченную эмоциональность. Это какофония красок, гротеск поз и жестов, стремление вырваться из постной бюргерской жизни создало миф о плодотворности жизненного хаоса, в который надо иметь мужество погрузиться. Безудержная экспрессия, принципиальная хаотичность, жёсткие, контрастные цветовые сочетания, например, красный и чёрный и страх пред миром.

Конструктивизм появился на заре научно-технической революции и идеализировал идеи техницизма и индустриализации. Эстетика конструктивизма утилитарна, лаконична, с отказом от лирических эмоций. Конструктивизм не признаёт нефункционирующую декоративность, провозглашая производство целесообразных вещей. «Природа нерациональна, нужна вторая природа из стали, бетона, стекла». Функциональность в декоре окна привела к увлечению жалюзи и минимуме ткани в интерьере. Конструктивизм утвердил красоту рационального и рационализм красоты.

Первая мировая война, революционные изменения в России прервали активные поиски архитекторов и художников новых стилевых решений. После Первой мировой войны в Германии была основана школа Бау-Хаус. Это попытка создать новый взгляд на интерьер для нового социального класса работающей интеллигенции. Плановая застройка, типовые квартиры, серийная мебель на металлических гнутых ножках — всё это в противовес буржуазной помпезности утрированно функционально. Ткани перестают быть декоративным украшением и превращаются в утилитарно удобную вещь интерьера. Эта тенденция промышленно утилитарного городского жилья массовой застройки продержалась до Второй мировой войны.

Поп-арт — это противопоставление абстракционизму реальных, материальных вещей. Придание предметам массового потребления художественных качеств. Термин появился в 60-е годы XX века. Европа восстановилась после войны, и вещевой мир требовал эстетизации. Продукции массового потребления, сугубо утилитарной, не хватало декоративности, романтизма. Вновь в интерьер возвращаются яркие ткани, красиво задрапированные занавеси, цветные скатерти, покрывала и подушечки.
Минимализм. Одними из отправных элементов нового стиля явились идеи минимализма японской архитектуры. Минималистические тенденции, тяготеющие к абсолютной чистоте формы и пространства, проповедуют понятия: польза, прочность, красота. Они отметают всё не являющееся необходимым и функциональным в среде обитания и тем определяют свою привлекательность для архитекторов и дизайнеров этого направления. В интерьере почти нет ткани. Это белые или очень светлые стены, светлая мебель и максимально много пространства в интерьере.

Хай-тек существует совершенно обособленно, живёт по своим законам. Основной упор делается на высокую технологичность применяемых материалов и сродни виртуальной архитектуре. Интерьеры несколько «обесчеловечены», во главу угла поставлены высшие технологии, что существенно влияет на психологию восприятия такого интерьера.

Фьюжн — новый взгляд на цвет в интерьере. В противовес минимализму, продержавшемуся на пике популярности последнее десятилетие, стены подчёркнуто яркие, мебель нетрадиционных форм и расцветок, ткани ярких цветов с использованием удивительных сочетаний фактур, например, органза с металлом и мехом и большим количеством фотографических эффектов. Так после строгого ампира Европа вновь вернулась к ярким интерьерам с дикарскими акцентами.

Этнический стиль — это возвращение к арабским, индейским, индийским, бушменским, африканским и т. д. традиционно национальным элементам в интерьере. Стиль ярко эклектичен. Циновки, скульптуры, ковры, шкуры, чучела животных — предметы культа, утратившие свою функциональность, становятся декоративными украшениями, деталями интерьера.

Деконструктивизм. Стиль навеян разработками архитекторов — конструктивистов 20-х годов. Интерьер представляет собой отображение виртуального мира в компьютерной сети с его бесконечными пространствами, контрастными цветами, сложнейшими перепадами высот, взаимопроникновением объёмов и применением в качестве и назначении, идущим в разрез с традиционными взглядами. Свобода и раскрепощённость в этом интерьере поистине безграничны. Интерьеру свойственна асимметрия, чётко обозначенные цветовые решения, зависящие только от чувства внутреннего стилевого равновесия. Новая эстетика интерьера открывает неограниченные возможности использования цвета, материалов в их комбинациях.

По материалам журнала «Шторы»
информация взята с сайта http://www.jurnalshtori.ru

← Все статьи